ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
ДЕТЕЙ
Что делать родителям?
ВОЗРАСТНЫЕ

КРИЗИСЫ ДЕТЕЙ
Обретение ребенком жизненных навыков — от момента появления на свет и до зрелости — важнейший этап его жизненного пути. При этом социум, влияя на ребенка, может ослаблять его. Он может предстать опасным и беспощадным либо быть настолько светлым и опекающим, что ребенок не сможет в минуту трудности принять собственное решение. Где найти «золотую середину» воспитания? Как помочь ребенку выжить и утвердиться в мире, чтобы крепко стоять на ногах? Какие ключевые моменты мы, родители, будущие и настоящие, должны знать, понимать и принимать?
Обретение ребенком жизненных навыков — от момента появления на свет и до зрелости — важнейший этап его жизненного пути. При этом социум, влияя на ребенка, может ослаблять его. Он может предстать опасным и беспощадным либо быть настолько светлым и опекающим, что ребенок не сможет в минуту трудности принять собственное решение. Где найти «золотую середину» воспитания? Как помочь ребенку выжить и утвердиться в мире, чтобы крепко стоять на ногах? Какие ключевые моменты мы, родители, будущие и настоящие, должны знать, понимать и принимать?
Переход от одного периода развития к другому — это, прежде всего, изменение отношения ребенка к действительности, смена ведущей деятельности, формирование его как члена общества. В моменты перехода ребенка на новый уровень развития (психологи называют их «возрастными кризисами») родители неизбежно сталкиваются с характерными для него проблемами, преодолевая которые ребенок взрослеет.
Родителям важно знать, какие новые способы взаимодействия с окружающим миром должны появиться у ребенка и как помочь ему пройти кризис с максимумом пользы для дальнейшей жизни на каждом этапе.
Ласка, тепло маминого тела и материнское молоко по первому требованию – то, что формирует у ребенка базовую уверенность, что мир полон ресурсов, любви и возможностей.
1 год
первый год жизни ребенка проходит под эгидой «выживания»

У маленького ребенка нет ничего для самостоятельного получения ресурсов от жизни. Он беззащитен перед миром и о своих потребностях может сообщать только криком. Он отделен от всех и зависим, у него нет возможности осознать свое «я», основная потребность - физическая безопасность.
Самый важный вопрос, который решается ребенком в этом возрасте, – вопрос доверия к миру: «жить легко» или же «жить невыносимо трудно». И ответ на этот вопрос для него связан с матерью: тем, насколько она настроена на своего ребенка, насколько быстро удовлетворяет его потребности.

Что делать маме:
  • кормить ребенка грудью по первому его требованию;
  • обеспечивать все для физического комфорта ребенка: тепло, сухость, ласку;
  • любить ребенка и радоваться ему.
Ласка, тепло маминого тела и материнское молоко по первому требованию – то, что формирует у ребенка базовую уверенность, что мир полон ресурсов, любви и возможностей.
И, наоборот, необходимость ребенку «бороться» за то, что ему жизненно необходимо, формирует большое количество страхов, «голод» на любовь во взрослом состоянии, представление, что «жить трудно».
В 3 года происходит кризис самостоятельности и определения своего «я» в пространстве социума и окружающих людей. С возникновением полноценной игры кризис заканчивается.
В 3 года происходит кризис самостоятельности и определения своего «я» в пространстве социума и окружающих людей. С возникновением полноценной игры кризис заканчивается.
3 года
кризис своего "я"

Развивается самопознание, ребенок проявляет интерес к зеркалу. Он становится значительно более самостоятельным. Начинает осознавать свои достижения, стремится продемонстрировать успех взрослым. Ребенок может предвидеть результат своих действий, и на этой почве развивается возможность манипуляций. Обостряется чувство собственного достоинства. Проявляются упрямство, строптивость, своенравие, протест. Могут наблюдаться: «симптом обесценивания» (когда ребенок отвергает, ломает все, что было дорого), ревность, нарушение сна и появление ночных страхов.
Происходит кризис самостоятельности и определения своего «я» в пространстве социума и окружающих людей. С возникновением полноценной игры кризис заканчивается.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку «пройти» кризис:
  • говорить на понятном ребенку языке, избегая пространных объяснений;
  • формулировать запреты ясно, четко, коротко и без частых «не»;
  • разумно подходить к запретам, их не должно быть много;
  • предоставлять реальную свободу выбора из 2-3 вариантов.
  • эмоционально поддерживать ребенка в его «хочу».
Расскажите ребенку, что и как будет в школе, поделитесь своими воспоминаниями - это поможет ему лучше адаптироваться.
Расскажите ребенку, что и как будет в школе, поделитесь своими воспоминаниями - это поможет ему лучше адаптироваться.
6-7 лет
формируется внутренняя позиция школьника

Утрачивается детская непосредственность. Обобщаются переживания, развивается произвольность: способность сознательно, целенаправленно управлять поведением и деятельностью. Осваиваются «правила» социума, что в будущем станет основой для формирования самодисциплины. Ребенок осознанно стремится к познанию нового. Развивается интерес к взрослому поведению, внешнему виду, ребенок отказывается от детских игр.
Идет кризис внутренней и внешней, социальной, стороны личности ребенка.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку «пройти» кризис:
  • Расскажите ребенку, что и как будет в школе, поделитесь своими воспоминаниями - это поможет ему лучше адаптироваться.
  • Установите контакт с учителем ребенка, помогите учителю найти к нему подход. Демонстрируйте ребенку уважение к учителю, школе и школьным занятиям.
  • Дайте разумную поддержку в сложных ситуациях, поощряйте новые знания; будьте примером настойчивости в решении сложных, новых задач; учите анализировать новую информацию, приходить к пониманию нового материала.
  • Создайте правила в семье, которые соблюдаются всеми, и правила для каждого в отдельности. Давайте ребенку возможность нести ответственность за свои поступки.
Глубинный ассессмент детей "Моделирование жизненного успеха" позволяет выявить мотивы, ценности ребенка, потребности, о которых родителям, как правило, не говорят.
Глубинный ассессмент детей "Моделирование жизненного успеха" позволяет выявить мотивы, ценности ребенка, потребности, о которых родителям, как правило, не говорят.
13-14 лет
важнейший период в жизни ребенка, когда формируются его ценности и цели

Кризис проявляется в том, что ребенок подвергает сомнению и переосмысливает ценности и цели, которые передали родители, находится в поиске своей личности. При этом, отвергая и отрицая родительские ценности, цели и образ жизни, дети еще не способны взять ответственность за свою жизнь, имеют огромную потребность в поддержке родителей.
Ценности и цели ребенка – это своего рода «скелет», стержень всей его будущей самостоятельной жизни. Если родители доминируют и их ценности преобладают над ценностями самого ребенка, он не сможет прочувствовать свой «стержень», не будет иметь возможности идти своей судьбой, опираясь на свой опыт, на свои ошибки и свой жизненный путь.
Этот возраст - это второй виток развития Я. Но теперь оно направлено не внутрь, а наружу: «Кто я в обществе?». Позиция «Я – главный» меняется на позицию «Что Я значу в этом мире?». И начинается этот процесс с определения своего места в кругу товарищей. Центральное место в жизни подростка занимает общение со сверстниками. Нередко оно оттесняет на второй план и обучение, и отношения с родными. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны.
Это возраст, когда подростки должны заканчивать перебор возможных сфер профессиональной самореализации, соотносить имеющиеся у них способности с областями интересов и делать выводы на будущее, как реализовывать себя в той или иной профессиональной области.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку «пройти» кризис:
  • Уважайте личность и человеческое достоинство ребенка. Давайте ему право и возможность свободы выбора;
  • Поддерживайте самооценку ребенка, помогайте ему в осознании его достоинств и сильных сторон;
  • Позволяйте ему быть самостоятельным, при этом обсуждайте с ним вопросы ответственности за свои поступки и их последствия;
  • Стройте отношения с ребенком на платформе доверия, открыто обсуждайте с подростком жизнь семьи и его, делитесь переживаниями;
  • Знакомьте ребенка с разными профессиями, обсуждайте, какие знания, навыки, личностные особенности нужны, чтобы быть в каждой профессии успешным;
  • Пройдите с ребенком профассесмент, получите объективные данные для моделирования области будущего успеха ребенка.

Опыт глубинного ассессмента детей, который «Аптайм» проводит уже более 10 лет, показывает, что у многих современных детей при всей внешней высокой социальной зрелости, которая выражается в умении пользоваться всеми внешними социальными атрибутами, очень медленно формируется личностная зрелость.
А у родителей во все усложняющемся мире не хватает знаний и навыков помощи ребенку в реализации его собственной модели успеха.
Как родителю понять этап взросления ребенка, особенности прохождения возрастного кризиса, и что делать родителям, чтобы помочь ребенку достичь психологической зрелости?
Ответы дает Глубинный ассессмент детей «Моделирование жизненного успеха».
Вероника Канайлова
Консультант направления "Профассессмент" компании "Аптайм", психолог
Оставьте Ваши координаты - и мы с удовольствием расскажем о возможностях Глубинного ассессмента "Моделирование жизненного успеха" для Вашего ребенка.
Ваши контактные данные:
Ваше имя
Телефон для связи
Изображения: shutterstock.com ( Evgeny Atamanenko)