РЕБЕНОК
НЕ ХОЧЕТ
УЧИТЬСЯ
Что делать родителям?
РЕБЕНОК
НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ
Что делать родителям?
Многие родители обращаются к психологам, к книгам, к интернету и другим источникам в поисках ответа на вопрос: «Что делать, если мой ребенок не хочет учиться?!»
Заставлять его, ругаться с ним, предъявлять ультиматумы, «втискивать» его в строгие рамки дисциплины, переводить из школы в школу… или же что-то другое? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.
Многие родители обращаются к психологам, к книгам, к интернету и другим источникам в поисках ответа на вопрос: «Что делать, если мой ребенок не хочет учиться?!»
Заставлять его, ругаться с ним, предъявлять ультиматумы, «втискивать»его в строгие рамки дисциплины, переводить из школы в школу… или же что-то другое? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.
Не стоит забывать, что любой ребенок, прежде всего, формирующаяся личность со своими особыми желаниями, целями и мотивами. Вы знаете, каковы мотивы вашего ребенка? Находитесь ли вы рядом с ним в его жизни? Или стоите в стороне и осуждаете, когда он приносит двойки и тройки домой? Знаете ли вы, что движет вашим ребенком, когда он начинает злиться, говорить «не хочу учиться!» - и просто уходит обиженно в комнату, не слушая ваши аргументы?
Все родители, какими бы они ни были, желают своему ребенку блага, счастливой жизни, легкого пути. Но что они для этого делают?
Нам видится очень важным разобраться в истоках плохой успеваемости. Работая с детьми и родителями на протяжении многих лет, проводя глубинные исследования детей, мы смогли систематизировать истинные причины неуспеваемости и предлагаем вам наши выводы.
Основные причины нежелания учиться
(на основе многолетней практики "Аптайм")
Причина 1. Конфликт с учителями. Вашему ребенку удалось «зацепить» учителя, и теперь акцент с обучения сместился на конфликтные отношения.
Признаки. Учитель необоснованно жалуется на ученика, ставит плохие оценки, а родители не воспринимают это всерьез, считая, что ребенок «заслужил», «обманывает» и т.п.
Ваши действия. Постарайтесь детально выяснить у ребенка, что конкретно происходит, понять, как он видит ситуацию. Продумайте беседу с учителем, встретьтесь с ним, обсудите ситуацию, выясните его видение. Адресуйтесь к здравому смыслу учителя. При необходимости, организуйте совместную беседу с ребенком и учителем. Будьте «на стороне ребенка», не снимая с него ответственности за ситуацию.
Причина 2. Желание делать все в пику родителям (конфликт с родителями). Учеба – один из главных инструментов мести за недостаток безусловного внимания и любви.
Признаки. Вариант I. Всегда спорит с родителями: «Да я вообще стану знаменитым!». Может устраивать скандалы, манипулировать вами.
Вариант II. Угрюмо «тупит», уклоняется, пассивно сопротивляясь.
Ваши действия. Общайтесь с ребенком в формате коучингового и конструтивного диалога. Начните все сначала: создайте атмосферу близости, понимания и любви – и только потом переходите к «воспитанию».
Причина 3. Конфликт с одноклассниками. Вся энергия уходит на переживание конфликта, все внимание сосредоточено на отношениях со сверстниками.
Признаки. Нет друзей, часто приходит домой с грязным портфелем или разорванными учебниками, иногда может приходить с синяками. Молчун, замыкается в себе, свои проблемы обсуждать с вами не будет.
Ваши действия. Поговорите и разберитесь в ситуации. Научите ребёнка защищать себя (приемы самообороны, вопросы, ставящие оппонента в тупик). Помогите найти друзей и просто хороших людей вокруг него в других контекстах: это могут быть не только одноклассники (учителя, кто-то из старших классов, дети друзей).
Причина 4. «Белая ворона». Ваш ребенок может быть особенным, и это будет вызывать нездоровые реакции у учителей и одноклассников.
Признаки. Не такой, как все, странный, другой. По-другому мыслит, по-другому чувствует, и за эту необычность – изгой, объект для «приколов» и насмешек.
Ваши действия. Любите, принимайте таким, какой он есть. Объясните, что он иной, что это нормально. Учите любить людей, общаться.
Причина 5. Частые переезды, переходы из школы в школу (не успевает адаптироваться).
Признаки. Переезды сказываются как на физическом, так и на эмоциональном состоянии (ребенок может быстро уставать, отставать по программе, чувствовать недомогание, частые головные боли, страх от того, что не стоит заводить друзей, потому что «скоро опять переедем»). Ребенок может быть подавленным, меланхоличным, замыкаться в себе или же, наоборот, злиться, раздражаться, плакать (если девочка).
Ваши действия. Если вы не можете «заземлиться» на одном месте, создайте ребенку «свое место» в каждой новой квартире, чтобы поддерживать ощущение стабильности мира. Это означает наличие обязательных атрибутов: одних и тех же предметов обстановки, вещей, символов. Очень важно поддерживать стабильные семейные ритуалы на каждом новом месте.
Причина 6. Стресс от чрезмерных ожиданий и нагрузки («Не будешь учиться - будешь дворником работать!»). Вы проецируете на ребенка свои представления об успехе, а он не обладает способностями освоить эту модель успеха.
Признаки. Проанализируйте собственные слова и чувства по отношению к ребенку. Вы разочарованы? Успехи ребенка не соответствуют вашим ожиданиям, и вы открыто говорите об этом? Вы редко хвалите ребенка, считая, что для него полезнее обращать внимание на ошибки? Вы сами находитесь в стрессе относительно будущего своего ребенка?
Ваши действия. Не давите на ребенка! Не сравнивайте его с другими. Найдите то, что у ребенка получается хорошо, радуйтесь вместе с ним даже небольшим успехам. Говорите о жизни, о будущем. Делитесь опытом, как вы проходили сложные периоды.
Причина 7. Определенные установки, взятые от родителей или же от кого-то еще: «учеба не влияет на будущее» («Стив Джобс не окончил школу»).
Признаки. Отсутствие в вашей семье установок, что учеба важна для успеха в будущем. Неумение ребенка видеть и формировать свои собственные установки, позволяющие делать свои выводы и учиться, осваивать новый опыт.
Ваши действия. Проанализируйте собственные установки относительно учебы и ее связи с успехом в жизни, честно ответьте на вопрос, не в вас ли проблема? Учите ребенка делать самостоятельные выводы, формировать свое мнение по всем вопросам. Обсудите с ребенком, какие знания, навыки, личностные особенности нужны, чтобы стать успешным в тех профессиях, на которые он ориентирован.
Причина 8. Особенности развития способностей ребенка.
Признаки. Нарушены функции мышления, например, вследствие неврологических проблем.
Ваши действия. Работа с психологом, психотерапевтом, логопедом и т.д., специальное обучение. Очень мягкое отношение, безусловная любовь. Будьте в жизни ребенка.
Причина 9. Уровень школы не соответствует уровню знаний ребенка.
Признаки. Ребенок может быть более «продвинутым» и умным в отношении школьной программы, и поэтому учиться ему скучно. Он получает 5-ки, легко и непринужденно, остальное время может не делать домашние задания и валяться на диване, играть в игры или просто читать, смотреть телевизор. Затем, когда нагрузки возрастают, ребенку трудно включить волю: он уже привык к легкой жизни.
Ваши действия. Будьте внимательны! Нужно вовремя заметить, что ребенок «перерос» школу. Дайте ему дополнительную нагрузку: запишите его на разные курсы подготовки к будущей профессии, семинары, тренинги. Узнайте о возможности экстерната, досрочного перевода ребенка в следующий класс. Научите ставить долгосрочные цели, подготавливайте к поступлению в институт, выяснив, какая направленность у ребенка.
Причина 10. Низкая самооценка и проблемы с «Я-концепцией» («я ни на что не годен», «у меня нет сил учиться»).
Признаки. Ребенок говорит: «У меня не получится». Иногда проблема проявляется в виде психосоматических заболеваний (гастрит, астма, ВСД и др.), «гундежа» и уклонения под предлогом, что «я не смогу».
Ваши действия. Ребенку требуется работа с психотерапевтом, любовь родителей. За успехи – хвалите, в причинах неудач – разбиратесь вместе и вместе продуктивно ищите решение. Найдите область, где ребенок сможет быть успешным. Верьте в ребенка.
Причина 11. Нет интереса к определенным предметам (особенно к тем, которые считают важными родители).
Признаки. Ребенок получает по предмету плохие оценки, но при этом преуспевает в чем-то другом.
Ваши действия. Обратите внимание именно на те предметы, которые действительно важны. Не переусердствуйте в своем стремлении воспитать «маленького гения» по всем векторам. Если вы видите, что одни предметы даются легко, другие тяжело, направьте усилия на те, что нравятся вашему ребенку. Если отвергаемые предметы являются важными для поступления в ВУЗ, – наймите репетитора.
Также следует помнить, что в период с 12 по 17 лет подростки чаще всего сами не могут определиться с тем, чего хотят и чем будут заниматься. И это н о р м а л ь н о для их возраста. Поэтому не стоит удивляться или злиться из-за того, что ребенок, ходивший на плавание, вдруг резко решил «удариться» в танцы.
Может случиться так, что тип характера ребенка
п о д р а з у м е в а е т частые переключения от одного увлечения на другое. В данном случае родители должны скорректировать ребенка на определенную цель, к которой он может идти шаг за шагом, не отклоняясь от намеченного пути. При этом важно дать ребенку право на увлечения, хобби и желания, не загонять в жесткие рамки. Корректировать движение к цели в формате диалога.
Также следует помнить, что в период с 12 по 17 лет подростки чаще всего сами не могут определиться с тем, чего хотят и чем будут заниматься. И это н о р м а л ь н о для их возраста. Поэтому не стоит удивляться или злиться из-за того, что ребенок, ходивший на плавание, вдруг резко решил «удариться» в танцы.
Может случиться так, что тип характера ребенка
п о д р а з у м е в а е т частые переключения от одного увлечения на другое. В данном случае родители должны скорректировать ребенка на определенную цель, к которой он может идти шаг за шагом, не отклоняясь от намеченного пути. При этом важно дать ребенку право на увлечения, хобби и желания, не загонять в жесткие рамки. Корректировать движение к цели в формате диалога.

Причин нежелания ребенка учиться может быть множество. Самое важное, уважаемые родители, - понять, какие ведущие мотивы поведения есть у вашего ребенка. Что им движет, что действительно интересует в школе.
Вы не находитесь с ребенком постоянно, поэтому единственный способ выяснить, что с ним происходит, - общение.
Именно тогда, когда вы общаетесь с вашим ребенком, вы начинаете не только его понимать, но еще и быть в его жизни. Это дает возможность не только выстроить хорошие доверительные отношения с ребенком, но и скорректировать возникшие сложности.
Если вы хотите получить объективные данные об эмоциональном состоянии, мотивах, проблемах, которые в данный момент волнуют вашего ребенка, вы можете воспользоваться специальным Глубинным ассессментом детей "Моделирование жизненного успеха".
Вероника Канайлова
Руководитель направления "Профассессмент" компании "Аптайм", психолог
Оставьте Ваши координаты - и мы с удовольствием расскажем о возможностях Глубинного ассессмента "Моделирование жизненного успеха" для Вашего ребенка.
Ваши контактные данные:
Ваше имя
Телефон для связи
Изображения: shutterstock (Natalie Board), dreamstime (Kalcutta)