Мыслю, следовательно существую...
Мифы и факты о развитии мышления современных детей
Относительно мышления современных детей существует довольно много мифов, например: «у них развито клиповое мышление», «они лучше, чем старшее поколение, работают с информацией», «они умнее и креативнее» и др.
Более 10 лет мы проводим глубинные ассессмент-центры детей, в программу которых входит большой блок, связанный с исследованием мышления, поэтому можем объективно рассказать о том, что происходит с мышлением детей в последние несколько лет.
Мышление – это сложная функция, которая состоит из ряда операций. Каждая операция обогащает процесс мышления и в зависимости от того, как операции развиты, мы можем говорить о возможности освоения той или иной профессии.

Все ли, что происходит в наших головах, является «мышлением», а не, например, «внутренней болтовней»? Вопрос философский, однако в психологии есть четкий ответ: Лев Семенович Выготский считал основной задачей интеллектуального развития человека формирование «понятийного мышления». Особенностью понятийного мышления и отличием его, например, от «клипового» является то, что мы не просто «скользим» сознанием по информации, а «извлекаем смыслы» и закономерности, выделяем сущностные объективные признаки явлений, а не просто ситуативные.

Человек не получает понятийное мышление при рождении, и оно не формируется «само по себе». Оно формируется только через погружение ребенка в систему научных знаний и через практику оперирования понятийным аппаратом различных наук, а не просто заучивание.
Что у современных детей с понятийным мышлением? Беда.
Согласно нашей статистике, примерно 20% вполне здоровых детей в возрасте старше 15 лет находятся в развитии мышления на интуитивно-понятийном (допонятийном) уровне, а значит, могут иметь сложности с достижением профессионального успеха. Больше всего в структуре интеллекта (по Р. Амтхауэру), согласно данным глубинного ассессмента, у современных детей страдают: «понятийное логическое мышление», «понятийная категоризация», «оперативно-логическая память», «образный синтез».

Причины этого разные: недостатки школьной программы, отсутствие желания и привычки интеллектуально трудиться, нарушения волевой сферы, отсутствие познавательного интереса, отсутствие в структуре ценностей такой, как «познание» и др.
Каковы признаки и следствия неразвитости понятийного мышления?
  • Человек не способен применить интеллектуальные навыки в новой ситуации, не может доказать правильность выбранного способа действий, не замечает нелогичность, противоречия в собственных рассуждениях и чужих высказываниях. Он «проглатывает» без критики информацию, полученную из Интернета и т.д., не способен сформировать свое мнение.
  • Имеющиеся теоретические знания не связаны с практикой, с решением жизненных и рабочих задач – «образование отдельно», а «жизнь отдельно».
  • Знания поверхностны, эрудиция средняя или ниже среднего;
  • Не способен освоить смежные области знаний, «мыслит узко»;
  • Системность мышления низкая. Способен решать простые задачи, но сложные, к каким, например, относится управление организацией, - нет.
В отсутствие развитого понятийного мышления у детей страдает и оперативно-логическая память, что делает для ребенка невозможным успешное обучение в старших классах школы и в ВУЗе.
Что у современных детей «в плюсе»?
Пространственное мышление. Достаточно высоки сейчас показатели у детей по этому виду мышления, основанному на зрительном восприятии. Этот вид мышления необходим для создания искусственной среды обитания человека, в том числе для виртуальной реальности. Дети прекрасно осваивают виртуальные пространства, прекрасно в них ориентируются.

Лучше ли современные дети работают с информацией?
Они быстрее находят ее, «серфингуя» по просторам Интернета, но не быстрее осмысляют. Ведь сегодня в XXI веке, как и 150 лет назад, когда появилось понятие «герменевтический круг», для переработки информации нужно пройти сложный и энергозатратный для мозга путь движения от частного к общему и обратно, путь переосмысления ранее осмысленного по мере получения новой информации. А это невозможно без развитого понятийного мышления, без волевого усилия концентрации внимания, без желания познать.

По нашему опыту, родители начинают бить тревогу и задумываются об особенностях мышления своих детей в старших классах школы, когда нагрузки возрастают, для освоения программы требуется хорошее понятийное логическое мышление, способность к понятийной категоризации, достаточно развитое формально-логическое мышление, хорошая оперативно-логическая память. К моменту, когда родители обращаются к нам с запросом на ассессмент ребенка, ему, в лучшем случае, 14 лет, а чаще – уже 16-17. К этому возрасту мыслительные операции уже сформировались, и «подтянуть» их развитие до хорошего уровня крайне сложно.
Наш опыт говорит, что ассессмент ребенка, начиная с 12 лет, - это не прихоть и не излишество, а «гигиенический минимум», как скрининг состояния здоровья при ежегодной диспансеризации. В процессе ассессмент-центра мы очень точно можем диагностировать, какие операции мышления у ребенка страдают, и дать четкие рекомендации по их развитию. Пока не поздно….
Вместо послесловия…
А может, ничего страшного? Ведь обладая развитым «клиповым» мышлением и хорошими коммуникативными навыками ребенок вполне может стать менеджером среднего звена и даже линейным руководителем… Это так, но не стоит забывать, что будущее еще «жестче» будет отбирать людей по интеллектуальным способностям. Искусственный интеллект уже изобретен, а значит от человека потребуются совершенно новые навыки, чтобы доказать свою конкурентоспособность на рынке труда и в жизни.
Компетенции будущего:
1. Способность работать с информацией: уметь формулировать запрос на информацию, критически ее осмыслять, принимать решение на основе огромного объема противоречивой информации.
2. Способность мыслить системно, принимать системные решения.
3. Способность принимать решения в ситуации неопределенности.
4. Способность быстро осваивать новые области знаний, новые профессии.
5. Способность быстро встраиваться в междисциплинарные проектные команды.
6. Развитый эмоциональный интеллект для успешной работы в коллаборациях.
7. Широчайшая эрудиция для бенчмаркинга в бизнесе, науке и жизни.
8. Креативность как практически единственная присущая человеку и недоступная для искусственного интеллекта (?) способность.
9. Осознание себя, своего места в разных жизненных системах координат, понимание границ собственного «я», умение «слышать» собственную интуицию и формировать свое собственное мнение.

Мыслю, следовательно существую...
Оставьте Ваши координаты - и мы с удовольствием расскажем о возможностях Глубинного ассессмента "Моделирование жизненного успеха" для Вашего ребенка.
Ваши контакты для связи:
Ваше имя
Телефон для связи
Изображения shutterstock.com