Как воспитать ответственность у ребенка?
Ликбез-практикум для родителей
Симптоматика безответственности

Ответственность - это...
Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.
Толковый словарь Ушакова
Способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.
Краткий словарь терминов по психологии и педагогике
Право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.
Бизнес-словарь

Ответственность невозможна без 4 основных шагов:
1. Осознания необходимости принять решение в ответ на вызов.
2. Паузы для осознания альтернатив, мотивов и потребностей других участников ситуации, а также возможных выигрышей и плат каждого возможного решения;
3. Реализации принятого решения: слово=дело;
4. Принятия всей полноты последствий принятого решения.

Если ребенок с детства начинает "ходить" по этому алгоритму принятия ответственности, то он вырастет человеком, ответственным за свою жизнь. Он будет жить с осознанием, что все, что с ним происходит, – это последствие его выбора, его решений.

Без чего невозможна ответственность?
Без самостоятельности.
ВАЖНО! ПОСЛУШАНИЕ - ЭТО НЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
Без навыка анализировать последствия своих решений и поступков и принимать плату за ошибки
Без эмпатии - осознания потребностей, мотивов и интересов других людей
Без радости за то, как человек сам, своими выборами строит свою жизнь
Хотите узнать о своем ребенке больше? Приведите его на Глубинный ассессмент.

С какого возраста воспитывать ответственность?
0-2 года
. Ребенок не способен связывать действия и ответственность, но он способен улавливать образец поведения родителя и инструкцию.
В этом возрасте механизм саморегуляции заучивается.
Можно начинать формировать, например, экологическую ответственность: на мусорить, не ломать цветы и деревья и т.п. Демонстрируя желательное поведение, объясните последствия того, что делаете или не делаете: "Давай бросим бумажку в урну, потому что если мы бросим бумажку на дорогу, тетя бросит на дорогу, мы будем ходить по очень грязной улице".
2,5-3 года
Начинается первый серьезный возрастной кризис. На этом этапе развития главное – показать ребенку, что существуют границы других людей, которые нарушать нельзя. Для этого родителям требуется твердость и согласие всех членов семьи. Если родители не тверды в своих "нельзя!", то ребенок научается нарушать границы.
В отсутствие согласия между папой и мамой в вопросах границ, ребенок учится манипулировать.
Часто родители спрашивают, а как быть с бабушками, которые часто позволяют внукам больше, чем родители? Дайте ребенку понять (открыто скажите): "У бабушки свои правила – это вы сами договаривайтесь, а у нас - свои. И эти правила таковы: ......".
С этого возраста нужно формировать ответственность ребенка за свою жизнь и здоровье: учить ребенка самому (под присмотром взрослых) избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья, без сопротивления лечиться и т.п.
До 5 лет
У ребенка появляются первые "зоны ответственности".
Ребенок начинает брать на себя ответственность за свои игрушки, за убранную постель.
Принятие ответственности должно быть добровольным: "Есть такие-то задачи (список). За что ты хочешь быть ответственным в нашем доме?"
Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще не умеет хорошо планировать, у него неразвито чувство времени, нет возможности длительно удерживать задачу, поэтому ребенок не может пока отвечать за кормление домашнего питомца, но может быть ответственным, например, за чистоту его миски. По мере роста осознанности ребенка зоны его ответственности должны расширяться.
Важно, чтобы ответственности сопровождалась чувством гордости: "я справляюсь!"
5-12 лет
Основной период формирования ответственности за счет естественных и логических последствий (см. технологию ниже).
12-25 лет
Период "тренировки" навыков принятия самостоятельных решений, принятия последствий за принятые решения. Формирование "взрослой" ответственности.
25+ лет
Полная ответственность за себя и свою жизнь.

Позвольте естественным последствиям воспитывать ответственность Вашего ребенка
История. Мама девочки 11 лет никак не могла добиться того, чтобы ее дочь стирала свое нижнее белье и колготки. Девочка не только не делал этого сама, но и не приносила грязное белье в корзину для стирки, поэтому мама была вынуждена каждый день помнить о необходимости проверять комнату дочери на предмет грязного белья. Узнав о методике "естественных последствий", мама решила действовать.
Она сообщила дочери, что с этого дня будет стирать ее вещи только если найдет их в корзине для стирки. И решила быть твердой до конца.
Прошло несколько дней. Белье дочери ни разу не появилось в корзине для стирки. Мама терпеливо ждала. Наконец, наступил момент, когда нужно было идти в школу, а чистых колготок не оказалось. Девочка бегала по комнате в поисках хотя бы одной пары, но, увы, безрезультатно. В итоге, ей пришлось идти в школу в колготках не первой свежести...
Придя домой, девочка первым делом отнесла все накопившееся грязное белье в стиральную машину. И даже сама его постирала.
Больше проблемы со стиркой дочкиных вещей у мамы не возникало.

Естественные последствия - то, что возникает в результате действия или бездействия ребенка, если родители не вмешиваются.

Когда естественные последствия использовать нельзя?
  • существует опасность для жизни ребенка;
  • могут быть нарушены права окружающих (например, может быть испорчено чье-то имущество);
  • между причиной и следствием пройдет так много времени, что ребенок не сможет их связать (например, поедание конфет и кариес);
  • следствия не затронут и не станут проблемой ребенка (например, ребенок забыл учебник, а ему дали в школе).

Воспитывайте ответственность ребенка через "логические последствия"
Как мы как родители разрушаем волю ребенка?
•Не учитываем особенности темперамента ребенка
•Дискредитируем мечты ребенка
•Снижаем веру в себя: «Ты не способен»
•Наказываем за неудачи
•Наделяем ребенка чрезмерной ответственностью за успех («Шапка Мономаха» ожиданий родителя)
•Ничего не противопоставляем социальному тренду «легкомысленного потребления»
•Не оказываем поддержку, когда ребенок сталкивается с трудностью: ругаем, игнорируем
•Сами не проявляем волю, не хотим трудиться над воспитанием ребенка
Как мы как родители разрушаем волю ребенка?
•Не учитываем особенности темперамента ребенка
•Дискредитируем мечты ребенка
•Снижаем веру в себя: «Ты не способен»
•Наказываем за неудачи
•Наделяем ребенка чрезмерной ответственностью за успех («Шапка Мономаха» ожиданий родителя)
•Ничего не противопоставляем социальному тренду «легкомысленного потребления»
•Не оказываем поддержку, когда ребенок сталкивается с трудностью: ругаем, игнорируем
•Сами не проявляем волю, не хотим трудиться над воспитанием ребенка
Хотите узнать больше о том, как помочь ребенку стать успешным в жизни?
Вас беспокоят воля, мотивация, самоорганизация Вашего ребенка?
Глубинный ассессмент детей "Моделирование жизненного успеха" отвечает на самые волнующие родительские вопросы. Оставьте
Ваши координаты - и мы расскажем об ассессменте детей больше.
Ваши контакты для связи:
Ваше имя
Телефон для связи

"Аптайм-Консалтинг"
7 (383) 2-178-568
uptime@uptime-top.ru
Новосибирск, ул. Коммунистическая, 45, оф. А310
Изображения uptime, shutterstock.com