Главное о воле и ее развитии
Ликбез-практикум для родителей
"Ребенок начинает заниматься в секции и бросает через короткое время..."
"Ребенок быстро теряет интерес к занятиям при встрече с малейшими трудностями..."
"Современные дети делают только то, что легко, просто и интересно, и совсем не хотят прилагать усилия..."
"Ребенок отказывается делать то, что "надо", живет под влиянием "хочу"..."
"Ребенок ничего не может довести до конца..."

Все это - проблемы, с которыми сталкиваются многие современные родители. Часто их источником становятся нарушения в развитии воли.
Что такое воля? От чего зависит ее развитие? Как родителям помочь ребенку вырасти в волевую личность? Давайте разбираться...

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних (лень, страх, болезнь, недостатки знаний и навыков) и внешних (природные явления, противостояние людей) препятствий к достижению поставленных перед собой целей.

Для чего нужна воля?
1. Когда человек движется к цели на интересе, он практически не тратит физическую энергию, добивается результата «на волне». Но интерес – это быстрая эмоция: отвлекся – появился новый интерес - забыл старый.
2. Поэтому для достижения нужен не просто интерес, а длинное постоянное намерение. Интерес пропал, но смысл остался - и можно продолжать движение к цели.
3. Предположим, намерение есть. На пути к результату неизбежно возникают препятствия. Они могут остановить или, наоборот, побудить искать способ их преодоления (включить поисковую активность) . Но на это уже требуется энергия, а когда и она иссякает, движение к цели возможно только на ВОЛЕ!

Иными словами, воля нужна для удержания длинного намерения, преодоления внешних препятствий и собственного бессилия на пути к цели.


Воля тесно связана с физиологией:
Прежде всего, врожденным типом нервной системы. Например, ребенку со слабым типом нервной системы сложнее проявлять волю, чем ребенку с сильным типом.
Определить тип нервной системы Вашего ребенка могут специальные психологические тесты.

Воля тесно связана с ответственностью и осознанностью:
Осознанием наличия противоречивых целей
Осознанием всех последствий выбора
Осознанием возможных препятствий
Осознанием платы за получение того или иного выигрыша

Воля тесно связана с самооценкой:
Убеждения: «я неспособен», «если я не первый, то я даже браться не буду» – препятствуют осознанному волевому достижению целей. Для родителей очень важно не "перекачивать" самооценку, не настраивать ребенка на безусловное лидерство, а учить принимать проигрыш и учиться на ошибках.

Воля тесно связана с целями и ценностями:
Зачем современным детям хотеть чего-то большего, трудиться, прилагать усилия, если у них и так все есть? Ответьте на этот вопрос себе - и сможете воспитать ребенка как волевую личность.

Пожалуй, самым известным исследователем воли был Уолтер Мишел из Стенфордского университета.
Он придумал знаменитый «маршмеллоу тест» и экспериментально доказал, что те дети, которые могут откладывать сиюминутное удовольствие ради получения большего, - гораздо успешнее при обучении в школе и во взрослой жизни.

Яркие, смешные и трогательные моменты внутренней борьбы таких маленьких, но уже таких волевых ребятишек с собой: "съесть сейчас или подождать ради большего?" - вы можете посмотреть в Интернете. :)

Известная книга Уолтера Мишела о воле.

Возраст ребенка и воля
Развитие воли связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человеком контроля над своим поведением.
Формирование воли можно условно выразить схемой: я хочу - я могу - я знаю, как сделать. И здесь важна каждая составляющая!
1
Раннее детство
Маленький ребенок проявляет завидное упорство, если хочет добиться чего-то, например, открыть ящик комода. Но его легко отвлечь. Его воля похожа на "щенка". :) Это еще не воля, поскольку цель задает сам предмет, а не ребенок.
Если действие ребенка безопасно, дайте ребенку долго справляться с поставленной задачей, наблюдайте и не отвлекайте, поощряйте. Не делайте за ребенка!
2
Дошкольный возраст
На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми.
В 5-6 лет ребенок делает в волевом развитии большой шаг: начинает брать на себя выполнение задания и действовать из осознания необходимости довести дело до конца.
В 6 лет слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой саморегуляции.
Негативное проявление силы воли выражается в упрямстве, негативизме, капризах.
С возраста 5-6 лет начинайте "примерять" профессии: "А если бы ты работал …"
Поощряйте ответственность и заботу ребенка о других.

3
Младший школьный возраст
Под влиянием предъявляемых в школе требований начинается усиленное развитие выдержки и терпения. У ребенка проявляются прилежание, ответственность, планирование действий как средство управлять своим поведением. Тем не менее, волевая активность в этом возрасте часто связана с наличием интереса к деятельности либо желанием заслужить расположение взрослых. Воля младшего школьника еще не может противостоять сильным эмоциям и внешним воздействиям.
Внимательно относитесь к выбору первого учителя для ребенка, потому что именно учитель для младших школьников является тем "идеалом", ради которого они готовы совершать подвиги!
4
Подростковый возраст
Волевая сфера подростков неустойчива. Стремление к независимости, критичность, негативизм сочетаются с возросшей самостоятельностью подростков и "взрослыми" требованиями к ним со стороны общества. Советы взрослых воспринимаются критически, общепринятые правила ставятся под сомнение.
Важнейшим моральным ориентиром подростков являются "герои", которых они выбрали для подражания.
К сожалению, с возраста 14 лет воспитывать волю ребенка уже сложно. Если к старшей школе ребенок сформировался как "безвольная" личность, пасующая перед любыми трудностями, это требует вмешательства специалистов (врачей для исключения физиологических проблем, психологов и психотерапевтов для выявления и глубинной коррекции причин безволия, коучей для развития целеполагания, создания видения будущего и т.д.).

Как помочь ребенку развить волю?
Практикум для родителей:
CОЗДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОСИЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЫВОДИТЕ ИЗ "ЗОНЫ КОМФОРТА"
Создавайте ребенку посильные препятствия на пути получения удовольствия: пусть ребенок потрудится и "заработает" его. Единственное ограничение: это не должна быть работа по дому! Бросайте ребенку "вызов", приглашайте к соревнованию.
БУДЬТЕ РЯДОМ, КОГДА РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ
Поддерживайте и помогайте ребенку, если он попал в сложную ситуацию (советуйте, давайте образцы преодоления, подбадривайте: "Ты сможешь!"), но не делайте за него! Используйте для развития коучинговый разговор: "Что мешает тебе сделать это?", "А что бы тебе помогло сделать это?" и т.д. Учите ребенка разбивать большую задачу на маленькие доступные для выполнения подзадачи. Слишком сложные задачи, которые ребенок не в состоянии решить, могут привести к привычке не доводить начатое до конца.
ФОРМУЛИРУЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ВИДЕНИЕ ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЙТЕ ШАГИ ПО ЕЕ ДОСТИЖЕНИЮ
Учите ребенка планировать: сначала вместе, а потом просите ребенка самостоятельно продумывать, что нужно сделать вначале, а что - потом. Учите ребенка прослеживать связь между его действиями и событиями его жизни, а также "просчитывать" последствия своих действий и бездействия.
СЛЕДИТЕ ЗА "ИДЕАЛАМИ" РЕБЕНКА
Смотрите хорошие фильмы, читайте хорошие книги, изучайте биографии - и вместе анализируйте героев. Знакомьте ребенка с теми, кто, с вашей точки зрения, может быть примером для подражания.
ВМЕСТЕ ИЩИТЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РЕБЕНКА
Приведите ребенка на профассессмент, помогите ребенку осознать его способности, склонности, сильные стороны. Рано (с 12-14 лет) задайте его развитию профессиональный вектор. Пусть учеба и занятия ребенка будут наполненными смыслом и ведут к достижению жизненной цели.
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ В SMART-ФОРМАТЕ
Развивать волю подростка возможно, используя эмоционально привлекательные цели, поддерживая увлечения и укрепляя намерения. Обращайте внимание подростка на то, какие позитивные чувства он испытывает от победы над собой: "Гордишься собой?! Это заслуженная победа!", "Это сладкое чувство победы!"
ЗАЙМИТЕ РЕБЕНКА СПОРТОМ
Спорт очень важен для развития воли. Дайте ребенку возможность попробовать разные виды спорта и выбрать свой. Если же столкнулись с проблемой, что ребенок слишком часто бросает секции: 1. Вместе с ребенком найдите смысл: как занятие этим спортом поможет ему в будущем - и помогайте ребенку в период трудностей вспоминать этот смысл; 2. Если все-таки ребенок хочет бросить занятие, выясните причину ("А что тебе "тяжело"?", "Что могло бы тебе помочь?", "Как мы можем тебе помочь"). Также вы можете использовать систему поощрений за длительность занятий в одной секции.
НАСТРОЙТЕ РЕБЕНКА НА ПОДВИГИ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Придумайте с ребенком его личные "подвиги" на каждый день. Например, сегодня он встал в 7:00, а завтра - 6:55. Фиксируйте их визуально с помощью звездочек, смайлов или других символов. Анализируйте вместе с ребенком, а что в разных ситуациях можно было бы сделать лучше - и это будет побуждать ребенка к развитию.
CОЗДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОСИЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЫВОДИТЕ ИЗ "ЗОНЫ КОМФОРТА"
Создавайте ребенку посильные препятствия на пути получения удовольствия: пусть ребенок потрудится и "заработает" его. Единственное ограничение: это не должна быть работа по дому! Бросайте ребенку "вызов", приглашайте к соревнованию.
БУДЬТЕ РЯДОМ, КОГДА РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ
Поддерживайте и помогайте ребенку, если он попал в сложную ситуацию (советуйте, давайте образцы преодоления, подбадривайте: "Ты сможешь!"), но не делайте за него! Используйте для развития коучинговый разговор: "Что мешает тебе сделать это?", "А что бы тебе помогло сделать это?" и т.д. Учите ребенка разбивать большую задачу на маленькие доступные для выполнения подзадачи. Слишком сложные задачи, которые ребенок не в состоянии решить, могут привести к привычке не доводить начатое до конца.
ФОРМУЛИРУЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ВИДЕНИЕ ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЙТЕ ШАГИ ПО ЕЕ ДОСТИЖЕНИЮ
Учите ребенка планировать: сначала вместе, а потом просите ребенка самостоятельно продумывать, что нужно сделать вначале, а что - потом. Учите ребенка прослеживать связь между его действиями и событиями его жизни, а также "просчитывать" последствия своих действий и бездействия.
СЛЕДИТЕ ЗА "ИДЕАЛАМИ" РЕБЕНКА
Смотрите хорошие фильмы, читайте хорошие книги, изучайте биографии - и вместе анализируйте героев. Знакомьте ребенка с теми, кто, с вашей точки зрения, может быть примером для подражания.
ВМЕСТЕ ИЩИТЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РЕБЕНКА
Приведите ребенка на профассессмент, помогите ребенку осознать его способности, склонности, сильные стороны. Рано (с 12-14 лет) задайте его развитию профессиональный вектор. Пусть учеба и занятия ребенка будут наполненными смыслом и ведут к достижению жизненной цели.
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ В SMART-ФОРМАТЕ
Развивать волю подростка возможно, используя эмоционально привлекательные цели, поддерживая увлечения и укрепляя намерения. Обращайте внимание подростка на то, какие позитивные чувства он испытывает от победы над собой: "Гордишься собой?! Это заслуженная победа!", "Это сладкое чувство победы!"
ЗАЙМИТЕ РЕБЕНКА СПОРТОМ
Спорт очень важен для развития воли. Дайте ребенку возможность попробовать разные виды спорта и выбрать свой. Если же столкнулись с проблемой, что ребенок слишком часто бросает секции: 1. Вместе с ребенком найдите смысл: как занятие этим спортом поможет ему в будущем - и помогайте ребенку в период трудностей вспоминать этот смысл; 2. Если все-таки ребенок хочет бросить занятие, выясните причину ("А что тебе "тяжело"?", "Что могло бы тебе помочь?", "Как мы можем тебе помочь"). Также вы можете использовать систему поощрений за длительность занятий в одной секции.
НАСТРОЙТЕ РЕБЕНКА НА ПОДВИГИ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Придумайте с ребенком его личные "подвиги" на каждый день. Например, сегодня он встал в 7:00, а завтра - 6:55. Фиксируйте их визуально с помощью звездочек, смайлов или других символов. Анализируйте вместе с ребенком, а что в разных ситуациях можно было бы сделать лучше - и это будет побуждать ребенка к развитию.
Как мы как родители разрушаем волю ребенка?
•Не учитываем особенности темперамента ребенка
•Дискредитируем мечты ребенка
•Снижаем веру в себя: «Ты не способен»
•Наказываем за неудачи
•Наделяем ребенка чрезмерной ответственностью за успех («Шапка Мономаха» ожиданий родителя)
•Ничего не противопоставляем социальному тренду «легкомысленного потребления»
•Не оказываем поддержку, когда ребенок сталкивается с трудностью: ругаем, игнорируем
•Сами не проявляем волю, не хотим трудиться над воспитанием ребенка
Как мы как родители разрушаем волю ребенка?
•Не учитываем особенности темперамента ребенка
•Дискредитируем мечты ребенка
•Снижаем веру в себя: «Ты не способен»
•Наказываем за неудачи
•Наделяем ребенка чрезмерной ответственностью за успех («Шапка Мономаха» ожиданий родителя)
•Ничего не противопоставляем социальному тренду «легкомысленного потребления»
•Не оказываем поддержку, когда ребенок сталкивается с трудностью: ругаем, игнорируем
•Сами не проявляем волю, не хотим трудиться над воспитанием ребенка
Хотите узнать больше о том, как помочь ребенку стать успешным в жизни?
Вас беспокоят воля, мотивация, самоорганизация Вашего ребенка?
Глубинный ассессмент детей "Моделирование жизненного успеха" отвечает на самые волнующие родительские вопросы. Оставьте
Ваши координаты - и мы расскажем об ассессменте детей больше.
Ваши контакты для связи:
Ваше имя
Телефон для связи

"Аптайм-Консалтинг"
7 (383) 2-178-568
uptime@uptime-top.ru
Новосибирск, ул. Коммунистическая, 45, оф. А310
Изображения uptime, shutterstock.com